Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 4 им. Е. Родионова принял активное участие в форуме «Образование, общество, власть: от партнёрства к доверию», прошедшем в г. Кузнецке 16, 17, 18 марта 2016 г. Педагогические работники школы приняли участие в работе секций «Формирование школьных братств»; «Опыт организации совместного досуга детей и родителей»; на базе самой школы прошло заседание секции «Воспитательное пространство образовательной организации как фактор формирования российской идентичности». С докладом «Кадетское движение как форма патриотического воспитания учащихся» перед педагогическим сообществом выступил директор школы С.А. Шмачков. Надеемся, что опыт организации кадетского движения в МБОУ СОШ № 4 им. Е. Родионова может быть полезен образовательным учреждениям города.
Форм патриотического воспитания современной молодёжи, уже устоявшихся и отработанных, достаточно много: школьные музеи и галереи трудовой славы; волонтёрское движение и экологические акции; встречи с ветеранами и создание Книги памяти - и множество иных форм. Кадетское движение для нашего города – также уже не новая форма; однако, непосредственно о нашей школе можно сказать, что мы – только в начале достаточно долгого пути. Мы пошли по пути формирования кадетского класса (а не клуба, не параллели), исходя сугубо из проблемы кадрового обеспечения: в школе было 2-е мужчин, преподаватели физкультуры и ОБЖ, которые поддержали идею создания кадетского класса и приняли самое активное участие в её реализации, взяв на себя преподавание цикла специальных дисциплин.
К формированию кадетского класса школа готовилась два года, изучая опыт кадетских школ области; учебные планы и программы специальных предметов; тесно общаясь с представителями Пензенского Союза казаков и Союза ветеранов г. Димитровграда, которые имели богатый и успешный опыт в организации патриотических клубов. В результате были разработаны Положение о кадетском классе, Устав и присяга кадета.
Сегодня класс состоит из 26 человек. Помимо общеобразовательных предметов, ими осваивается восемь специальных курсов:
- строевая подготовка,
- стрелковая подготовка,
- конный спорт,
- плавание,
- основы самообороны,
- история вооружённых сил России,
- основы Православной культуры
- ритмика
Некоторые предметы стоят в расписании, некоторые – во внеучебное время (конный спорт, самооборона, плавание и др.) В обозримой перспективе – введение курсов: «Основы оказания первой медицинской помощи»; прикладная психология; видеоискусство.
Каковы первые результаты? За два года кадетский класс, в котором обучаются и юноши, и девушки, под руководством И.Г. Яшиной стал дружной семьёй, заметно повысил уровень успеваемости, принял участие в десятках фестивалях, конкурсах, акциях, самой значимой из которых стала «Вахта Памяти», приуроченная к 70-летию Великой Победы. Кадеты – активные участники в реализации школьных проектов «Моя малая Родина», «Живой полк», «Евгений Родионов - воин мученик», «Духовное краеведение», «Танцующая школа».
В июне прошлого года ребята организовали торжественную встречу гостям Кузнецка – членам Всероссийского православного байкерского клуба «Ночные волки», приезжавшими почтить память Е. Родионова и возложить цветы к его памятнику. Постоянным гостем внеклассных мероприятий и духовным наставником стал у ребят Преосвященный Нестор, епископ Кузнецкий и Никольский. Ежегодно в гостях у школьников – Любовь Васильевна Родионова, которая всегда привозит с собой и интересных людей: актёров, певцов, режиссёров, спортсменов, участников боевых действий.
Идёт активная работа по профориентации: состоялся целый ряд встреч с представителями МВД; ГОиЧС; мастерами спорта; участниками боевых действий в «горячих точках».
Как многолетний проект духовно-патриотического воспитания кадетское движение в школе обязательно будет продолжено, потому что оно реально объединяет и учителей, и учащихся в реализации главной задачи современной школы – формировании патриота своей малой родины, воспитание достойного гражданина своего Отечества.
Проблемы кадрового обеспечения кадетского движения, создания материальной базы остаются главными, но и они, в принципе, решаемы. Что касается проблемы перегрузки детей, считаем её в большей степени надуманной, чем реальной. Дети заняты интересным делом, причём заняты всем классом; есть здоровое соперничество, но есть и чувство коллективной ответственности – что, на наш взгляд, является сегодня наиболее важным качеством личности, которое и формируется в процессе реализации кадетского движения.
|